Программа ОВЗ в школе: суть, особенности на примере 1 класса (английский язык)

программа ОВЗ в школе

В современной системе образования все больше внимания уделяется созданию условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Такие дети часто имеют проблемы со слухом, зрением, опорно-двигательный системой, умственным развитием.  В начальной школе особенно важно учитывать потребности каждого ребенка, что требует организации, разработки специальных программ по русскому, языку, математике, английскому и др. предметам, воспитанию. Включают образовательные, коррекционные аспекты.

Именно поэтому программа ОВЗ в школе становится неотъемлемой частью образовательного процесса. Ее обеспечение — обеспечение равных возможностей для всех детей. Важную роль в этом играет программа формирования универсальных учебных действий, поддерживающая образование обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и расстройствами аутистического спектра.

В этом контексте особенно важно следование нормативным актам, утвержденным Минпросвещения России, которые регламентируют структуру, содержание федеральной адаптированной образовательной программы (АООП) для детей с психическими, физиологическими нарушениями, умственной отсталостью интеллектуальными нарушениями.

Заключение принимается на основании и выводов медицинского, педагогического консилиумов. Среди представителей: учитель начального класса, педиатр, психолог, которые представляют результаты диагностики для определения варианта инклюзии.

Рассмотрим основные аспекты реализации таких программ, их структуру, значение для развития инклюзивного образования. 

Коррекционная программа ОВЗ в школе  и ее особенности

Программа ОВЗ играет ключевую роль в адаптации школьников с ограниченными возможностями здоровья. Включает в себя комплекс мер, направленных на устранение или смягчение нарушений в развитии. Например, для детей с нарушениями речи разрабатывается рабочая программа логопеда, а с эмоциональными, поведенческими трудностями — рабочая программа психолога ОВЗ в школе. Дополнительно учебные заведения могут включать специализированные программы для слепых, слабовидящих обучающихся, что требует особого организационного, содержательного раздела в учебном плане.

Программы обучения для начальной школы

В начальной школе обучение детей с психическими, физическими проблемами требует особого подхода. Коррекционная программа помогает детям с особыми потребностями адаптироваться к учебному процессу, развивать навыки коммуникации, социализации. Ее частью, важным элементом является программа сопровождения ребенка ОВЗ в школе. Обеспечивает непрерывную поддержку школьников на всех этапах обучения.

Программы по ОВЗ для учащихся младших классов включает образовательные и коррекционные компоненты, а на их основе составляются рабочие программы логопеда, психолога. Направлены на развитие когнитивных, эмоциональных, социальных навыков у детей с особыми потребностями.

Дополнительные образовательные программы

Для детей начиная с 1 класса и до 4 класса, а также для более старших возрастных групп до 5 и 6 классов, разработаны специализированные образовательные программы. Предусматривают адаптированное обучение на основе ФГОС НОО обучающихся с особыми потребностями, а также включают элементы психолого-педагогического сопровождения.

Рабочая программа составлена так, чтобы учитывать особенности учеников с задержкой психического развития, нарушениями опорно-двигательного аппарата, а также тех, кто сталкивается с расстройствами аутистического спектра. Вариант обучения предполагает пролонгированные сроки, что позволяет детям усвоить учебный материал в привычном образовательном темпе.

Индивидуальные и групповые занятия

Каждая образовательная программа включает не только стандартные занятия, но и коррекционно-развивающие мероприятия, которые проводятся как в индивидуальном или групповом формате. Это обеспечит максимально эффективное взаимодействие с каждым ребенком, учитывая его особенности, потребности.

Читайте также: Коррекционная педагогика в начальном образовании: подходы, перспективы

Особенности программ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата требуют особого подхода в образовании. Программы для таких обучающихся адаптированы, чтобы учесть физические ограничения, обеспечивать доступность обучения. Отдельно есть программа коррекционной работы, направленная на развитие моторики, координации, укрепление мышц. Это включает в себя адаптацию учебного материала, обеспечение доступности учебной среды, например, оснащение классов специальным оборудованием.

В коррекционно-развивающей области также разрабатываются специальные упражнения, задания по физическому развитию. 

Разработка федеральных рабочих программ для детей с ОВЗ

коррекционные программы ОВЗ для детей

Разработка федеральных  программ осуществляется на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) для обучающихся с особыми образовательными потребностями. Эти программы обеспечивают полноценное, качественное образование для всех категорий детей с ОВЗ, включая адаптированные методики, подходы, специальное оборудование, учебные планы.

В процессе разработки учитываются психолого-педагогические особенности учащихся с различными видами нарушений, включая интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные, физические ограничения. Федеральные рабочие программы для обучающихся с ОВЗ разрабатываются в коллаборации с психологами, дефектологами, логопедами и другими специалистами, чтобы обеспечить комплексный подход к обучению, развитию каждого ребенка.

Основная общеобразовательная программа адаптируется под нужды, возможности детей с ОВЗ, обеспечивая доступ к обучению, включение в общеобразовательный процесс. Программы предусматривают разработку коррекционных занятий, использование адаптированных учебников, учебных пособий, специального оборудования для улучшения учебного процесса и 

Эти программы являются ключевым элементом в реализации права каждого ребенка на получение качественного образования, независимо от его физических и психологических особенностей.

Роль родителей, учителей

Родители обучающихся с ОВЗ должны активно участвовать в образовательном процессе, тесно сотрудничая с педагогами, другими специалистами школы. Это включает посещение родительских собраний, консультаций с учителями, психологами, логопедами, другими специалистами, участие в разработке индивидуальных образовательных планов.

Все эти меры направлены на создание благоприятных условий для успешного обучения, развития каждого ребенка, учитывая его особенности и потребности.

ОВЗ в программе развития школы — это аспект, который учитывается при планировании образовательной политики. Школы, реализующие программы для детей с ОВЗ, должны создавать условия для их успешного обучения, развития. Это включает в себя не только адаптацию учебных материалов, подготовку педагогов, оснащение классов специальным оборудованием, разработку рабочих программ для специалистов, таких как логопеды, психологи.

Реализация программы ОВЗ в школе — это сложный, но необходимый процесс, требующий комплексного подхода. С их помощью создаются условия для успешного обучения, социализации обучающихся с ОВЗ. Программа сопровождения обеспечивает непрерывную поддержку, помогает учитывать потребности таких детей на всех уровнях образовательного процесса. Такой подход обеспечит гармоничное развитие и успешную интеграцию ребенка в общество.

Кроме того, образовательная программа начального общего образования предусматривает адаптированную подготовку учителей, способных работать с детьми, имеющими ограниченные возможности. Основа 1 примерной программы начального общего образования подчеркивает важность индивидуального подхода в обучении обучающихся с особыми образовательными потребностями. Вариант обучения предполагает пролонгированные сроки, что позволяет обучающимся достичь образовательных целей в поддерживающей обстановке. Эта модель помогает интегрировать детей с ограниченными возможностями в общее образовательное пространство, обеспечивая их социализацию, личностное развитие.

Поддержка, психолого-педагогическое сопровождение становятся ключевыми элементами успешной адаптации, интеграции в образовательную среду, что особенно важно для обучающихся с ОВЗ для вовлечения в учебную, внеурочную деятельности, взаимодействие с другими учащимися.

Примерная программа для английского языка, 1 класс

Программа английского языка для учащихся 1 класса общеобразовательных школ РФ разработана с учётом ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и включает в себя комплексные занятия, направленные на знакомство детей с английским языком. Основная цель программы — положить начало развитию коммуникативных навыков через игровую форму, визуальные материалы, создавая мотивирующую, вдохновляющую обучающую среду.

  1. Введение в английский язык (4 часа): Знакомство с буквами, основными фразами приветствия, прощания. Использование песен, рифмовок для запоминания новых слов.
  2. Цвета и числа (6 часов): Обучение названиям основных цветов, чисел до 10. Игры «Найди и покажи», «Считаем вместе» для закрепления материала.
  3. Моя семья и я (6 часов): Знакомство с лексикой, связанной с семьей, ее членами. Рассказывание о своей семье с помощью простых предложений.
  4. Животные (6 часов): Изучение названий животных на английском языке. Включение в обучение элементов восприятия через видеоматериалы, интерактивные игры.
  5. Повседневные действия (6 часов): Обучение лексике, связанной с ежедневными действиями, такими как еда, игры, уход за собой. Использование драматизации, игр для лучшего усвоения материала.
  6. Окружающий мир (6 часов): Введение в слова, фразы, описывающие природу и окружающую среду. Экскурсии на природу или виртуальные туры по зоопаркам и паркам для наглядности.

Каждый учебный блок программы сопровождается практическими занятиями, которые помогают учащимся закрепить изученный материал, развить начальные навыки общения на английском языке. Программа рассчитана на 34 учебных часа в год, что соответствует стандартам начального общего образования, предусматривает постепенное наращивание сложности материала с учетом возрастных особенностей детей.

Примерная программа для английского языка, 1 класс (для детей с ОВЗ)

Программа английского языка для учащихся 1 класса с ограниченными возможностями здоровья адаптирована для обеспечения доступности, понятности материала. Включает специальные методики и подходы, учитывающие потребности каждого ребенка.

  1. Основы английского языка (4 часа): Знакомство с простыми фразами через мультимедийные презентации, тактильные материалы. Использование зрительных, аудио подсказок для лучшего усвоения информации.
  2. Цвета и числа (6 часов): Обучение названиям цветов, чисел до 10 с помощью интерактивных игр, заданий, которые стимулируют визуальное, тактильное восприятие. Применение обучающих карточек, счетных материалов.
  3. Моя семья и я (6 часов): Изучение лексики, связанной с семьей, с использованием фотографий семьи ученика. Разработка малых групповых занятий для поддержки социализации, коммуникации.
  4. Животные (6 часов): Знакомство с названиями животных через видеоматериалы и звуковые эффекты, которые помогают улучшить восприятие, понимание.
  5. Повседневные действия (6 часов): Обучение словам и фразам, связанным с ежедневными действиями, через игры, сценарии, адаптированные под возможности обучающихся. Использование визуальных схем, последовательностей для облегчения запоминания.
  6. Окружающий мир (6 часов): Введение в языковые единицы, описывающие природу и окружающую среду, с использованием настраиваемых аудио-визуальных средств и реальных объектов для наглядности.

План занятий включает элементы психолого-педагогического сопровождения, что помогает учителям, родителям лучше понимать потребности обучающихся, адаптировать обучение под них. Каждое занятие разработано с целью максимального вовлечения учащихся, обеспечения интереса к изучаемому учебному предмету. Все учебные материалы, задания подбираются таким образом, чтобы поддерживать мотивацию детей и стимулировать их к активному участию в учебном процессе.

Необходимо прописать основные сведения, данные, информационные ресурсы, как организовывается  безопасность на уроке, прошли ли аттестацию педагоги, будет ли осуществляться питание в учреждении или нет. Обязательно ставиться подпись директора.

Варианты заданий по английскому языку для обычной школы

задания для детей с ОВЗ

  1. Учащиеся слушают короткие рассказы или диалоги, отвечают на вопросы по содержанию.
  2. Чтение текстов с последующими вопросами на понимание прочитанного.
  3. Написание коротких писем или описаний на заданную тему.
  4. Обучающие игры и симуляции для развития устной речи, умения вести диалог.

Варианты заданий по английскому языку для детей с ОВЗ

  1. Использование видео, фото для лучшего восприятия, понимания аудиоматериалов.
  2. Адаптированные тексты с большим шрифтом или аудиокниги для обучающихся со зрительными нарушениями.
  3. Использование специальных клавиатур или голосового ввода для детей с ограничениями по моторике.
  4. Применение карточек с символами или картинками для облегчения общения, выражения мыслей.

Каждый из этих модулей, заданий адаптирован с учетом потребностей учащихся, что помогает создать инклюзивную, поддерживающую учебную среду.

 Советы родителям детей с особыми потребностями

Детям с ограниченными возможностями здоровья важно учитывать особенности и содержание адаптированной образовательной траектории, чтобы лучше обеспечить обучение, развитие детей.

  1. Понимание федеральных и нормативных актов: Убедитесь, что вы знакомы с последними изменениями в федеральных рабочих программах, нормативных актах, утвержденных Минюстом России, Минпросвещения России. Это позволит вам лучше понять правильные основы дошкольного и школьного обучения ребенка.
  2. Знакомство с адаптированной программой: показано с целевым разделом, организационным разделом и содержащим разделом адаптированной основной образовательной программы. Это дает вам представление о том, какие технологические операции, коррекционные работы запланированы для поддержки вашего ребенка.
  3. Содействие в реализации программы: Помогите реализовать образовательные идеи, общаясь с учителями, специалистами, работающими с вашим ребенком. Обсудите приведенные ниже результаты коррекционной работы, механизмы, а также условия ее реализации.
  4. Поддержка дома: Применяйте рекомендации, методы, вложенные в программы дома, чтобы обеспечить непрерывность обучения, развития. Это включает в себя выполнение домашних заданий, участие в специально разработанных учебных занятиях, регулярное общение с педагогами.
  5. Использование имеющихся ресурсов: Использование всех доступных ресурсов, включая права, предоставляемые по требованию, а также различные поддерживающие программы, утвержденные Министерством образования.

Эти советы помогут вам как родителю активно участвовать в образовательном процессе вашего ребенка, обеспечить его успешное, полноценное развитие.

Читайте также: Обучающиеся с интеллектуальными нарушениями: особенности, подходы в обучении

Вопросы и ответы

Какие нормативные акты регулируют реализацию программ для детей с ограниченными возможностями здоровья в школе?

Нормативное регулирование программ для обучающихся с особыми образовательными потребностями осуществляется на основе ряда законодательных, нормативных актов Российской Федерации. Ключевым документом является Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», который определяет правовые основы образования всех категорий граждан, включая детей с ОВЗ. Специфические требования, стандарты утверждаются приказами Министерства просвещения России, а также Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС), включая ФГОС для обучающихся с ОВЗ. Эти документы устанавливают структуру, содержание образовательных программ, требования к их реализации.

Какова роль Минпросвещения России в разработке и утверждении таких программ?

Минпросвещения России играет центральную роль в разработке и утверждении образовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями. Министерство координирует процесс разработки федеральных рабочих программ, устанавливает методические рекомендации и стандарты, которым должны соответствовать учебные заведения при реализации адаптированных программ. Кроме того, Министерство просвещения регулярно выпускает приказы, которые утверждают новые или измененные образовательные программы, обеспечивая их соответствие требованиям, потребностям детей с ОВЗ.

Какие особенности имеет федеральная адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ?

Федеральная адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ разработана Министерством просвещения России с целью обеспечения доступности и качества образования для всех учащихся, независимо от их физических и психологических особенностей. Особенности такой программы включают использование специальных учебных материалов, технологий, адаптацию учебных планов, методик с учетом специфических нарушений обучающихся. Программа предусматривает не только академическое обучение, но и коррекционную работу, направленную на социальную адаптацию и психофизическое развитие школьников. 

Как разрабатывается целевой раздел программы для детей с ОВЗ?

Целевой раздел программы для детей с ОВЗ разрабатывается с учетом конкретных потребностей и возможностей обучающихся. В этом разделе определяются основные цели и задачи образовательного процесса, которые должны быть достигнуты в результате обучения. Разработка ведется мультидисциплинарными командами, включающими учителей, психологов, дефектологов и других специалистов. Особое внимание уделяется созданию условий для полноценного включения детей с ОВЗ в образовательный процесс.

Какие существуют программы для детей с тяжелыми нарушениями речи или расстройствами аутистического спектра?

Для детей с тяжелыми нарушениями речи или расстройствами аутистического спектра разрабатываются специализированные образовательные программы, которые включают комплексные коррекционные, развивающие занятия. 

Программы ориентированы на формирование коммуникативных навыков, улучшение взаимопонимания, социальной адаптации. Важной частью является разработка индивидуальных учебных планов на основе комплексной оценки потребностей ребенка с ОВЗ, проводимой специализированными мультидисциплинарными командами. 

В курс обучения включены занятия по развитию моторики и координации, освоению базовых жизненных навыков, что критически важно для детей с расстройствами аутистического спектра. Акцентируют внимание на использовании визуальных подсказок, структурированной среды обучения, что помогает детям с ОВЗ лучше воспринимать учебный материал, адаптироваться к различным образовательным ситуациям.

Дополнительно, для поддержки родителей, учителей предусмотрены методические рекомендации, тренинги, которые обучают их эффективным стратегиям работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности. Это включает техники поведенческой коррекции, подходы к управлению конфликтными ситуациями, методы стимулирования познавательной активности.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...