Бесплатный мастер-класс: Как в 2025 году стать репетитором, который зарабатывает от 300.000₽ и работает до 20 часов в неделю
Участвовать бесплатно
стили педагогического общения

Стили педагогического общения: как выбрать правильный подход

Правильно организованное общение педагога с учениками играет ключевую роль в образовательном процессе. Правильный стиль помогает установить доверительные отношения, улучшить атмосферу в классе школы, группе в вузе, при индивидуальном обучении и достичь нужных результатов. 

Классификация охватывает спектр подходов, от авторитарного до демократического. Выбор зависит от возраста учеников, ситуации и целей. Продуктивный стиль педагогического общения включает элементы разных методов, что делает его универсальным.

Разберем основные подходы.

Стили педагогического общения

Существует несколько подходов, применяемых педагогами, репетиторами во время организации обучения. Каждый из них имеет определенные преимущества, ограничения. Какой именно подойдет вам?

Авторитарный стиль педагогического общения

Характеризуется жестким контролем, отсутствием гибкости. Ученикам редко предоставляется возможность высказать мнение. Подходит для ситуаций, требующих строгой дисциплины.

Авторитарный стиль основан на строгом контроле, требованиях, одностороннем подходе к взаимодействию с детьми.

авторитарный стиль педагогического общения

Основные фразы, характерные для авторитарного стиля:

  • Вы должны выполнить это задание без ошибок.

Педагог акцентирует внимание на безусловном выполнении задач. Не учитывает индивидуальных качеств ученика, его эмоций. Ответы на вопросы ребенка косвенные. 

  • Ваш успех зависит от степени усердия

Такая фраза ставит ответственность исключительно на учащегося, исключая совместную работу.

  • Никаких вопросов в процессе работы!

Эта форма обращения исключает участие детей в образовательном процессе, снижает уровень познаний. Ребенок не может получить максимум информации, его ограничивают в активности.

  • Результат важнее стараний.

Фраза отражает приоритет оценки результата, а не личностного развития учащихся, студентов. Я здесь, чтобы контролировать ваше поведение.

Демонстрирует психологическое давление, выступает ведущим, создавая отрицательное отношение к педагогическому процессу. Он оказывает давление

Особенности авторитарного общения

Педагог в таких ситуациях проявляет стремление к абсолютной власти. Минимизирует личностное развитие учащихся. Авторитарный подход является частью педагогического стиля, который исключает демократические способы воспитания.

Воспитательная система, основанная на строгом контроле, часто формирует ситуации, в которых эмоциональный уровень учащихся страдает, а их самостоятельность подавляется. Педагог не всегда учитывает влияние действий на развитие доверия в отношениях с детьми.

Такой стиль негативно влияет на формирование положительного отношения к образовательной системе. Приемы, способы воздействия, которые используют педагоги, исключают совместные решения и снижают возможность воспитания личности с высоким уровнем самостоятельности.

Взаимоотношения с учащимися в авторитарном стиле имеют особенности. Система воспитательного взаимодействия сводится к жесткому обучению. Это создает барьер для личностного развития ребенка.

Несмотря на его направленность на дисциплину, контроль, авторитаризм часто негативно отражается на эмоциональном состоянии детей. Такая система воспитания подавляет познавательный интерес, стремление к развитию. Дети не всегда понимают, что от них хотят. Часто у них есть обязанности, но руки связаны и инициативность наказывается.

Воспитание доверия, использование передовых приемов, форм работы повышает качество обучения, укрепить взаимоотношения между учащимися и педагогом.

Внимание! Приемы, которые помогают избежать авторитарности: активное общение, положительное отношение к детям, стремление к пониманию их потребностей.

Демократический стиль педагогического общения

Это общение основанное на сотрудничестве, уважении, вовлечении учеников в процесс. Это наиболее продуктивный метод, поскольку учитывает потребности каждого ребенка.

лемократический стиль педагогического общения

Такой стиль основан на уважении к личности детей, их индивидуальных качествах, стремлении к партнерским отношениям. Это способствует комфортной психологической атмосферы, поддерживает развитие индивидуального потенциала, повышению качества взаимодействия.

Демократический стиль относится к наиболее эффективным методам взаимодействия. В основном направлен на равноправные взаимоотношения между педагогом и учениками. Родители играют важную роль, так как их участие усиливает общий эффект.

При таком подходе учитель отвечает на вопросы, поощряет их инициативу, стремится вовлечь каждого в процесс обучения. Педагог должен помнить, что недействительно навязывать свою точку зрения или подавлять мнение других. Время, уделяемое на обсуждения, позволяет формировать доверительные взаимоотношения.

Использование профессионального подхода проявляется в учете психологических особенностей учащихся. Используемые слова играют важную роль в создании позитивной атмосферы.

Педагог, придерживающийся демократического стиля, стремится к формированию личности ученика. Ключевой целью такого подхода является воспитание самостоятельности и ответственности. Позиции педагога строятся на сотрудничестве, доверии, что стимулирует развитие познавательной активности.

Родители активно участвуют в обучении. Это помогает укреплять семейные, школьные связи. Это создает единое воспитательное пространство. Виды взаимодействия между педагогом, родителями, учениками способствуют укреплению доверия.

Демократический стиль общения — это профессиональный выбор, направленный на создание гармоничных взаимоотношений. Подход делает обучение комфортным. Способствует формированию благоприятной психологической атмосферы.

Фразы, которые используют педагоги:

  • Что ты думаешь по этому поводу?

Позволяет ученику выразить свое мнение, создавая атмосферу уважения и доверия.

  • У тебя получилось отлично! Как ты сам оцениваешь результат?

Помогает ученику развить навыки самооценки.

  • Если у тебя есть вопросы, давай обсудим их вместе.

Поощряет открытость, активное участие в образовательном процессе.

  • Какой из этих способов решения кажется тебе наиболее удобным?

Способствует развитию самостоятельности и критического мышления.

  • Ты хорошо справился, но как можно улучшить этот результат?

Мотивирует ученика к совершенствованию.

  • Мне интересно узнать, какие у тебя идеи для выполнения этой задачи.

Подчеркивает важность мнения ученика, развивает творческий подход.

  • Давайте вместе разберемся, если что-то непонятно.

Устраняет барьеры в общении, создавая комфортную учебную атмосферу.

  • В твоей работе есть сильные стороны, а над этим моментом еще стоит поработать.

Помогает видеть свои достижения и направления для улучшения.

  • Родители тоже могут помочь, как вы думаете, что можно сделать вместе?

Вовлекает семью в образовательный процесс, укрепляя сотрудничество.

Использование обсуждения, решения общих задач, поддержка целей и понимание их особенностей, ведет к гармоничному развитию личности ребенка.

Либеральный стиль педагогического общения

Педагог избегает вмешательства, предоставляя ученикам максимальную свободу. Этот подход часто называют попустительским. Он подходит не всем, поскольку требует высокого уровня самодисциплины и основан на совместной деятельности, открывает возможность для формирования устойчивых позиций сотрудничества между педагогом, учениками.

либеральный стиль педагогического общения

Либеральный стиль характеризуется мягкостью, свободой и минимальным вмешательством педагога в деятельность учащихся. Он дает право ученикам определять ход работы, активно участвовать в процессе. Дети учатся брать ответственность за результат. Часто используется в педагогике, где акцент делается на индивидуальном развитии и свободе действий.

Фразы, которые используют педагоги в либеральном стиле общения

  • Делайте так, как вам удобно, главное – результат.

Эта фраза подчеркивает свободу действий, индивидуальный подход к выполнению задания.

  • Если возникнут проблемы, обращайтесь, я помогу.

Преподаватель оставляет ученикам возможность самостоятельно решить задачу, но готов поддержать в случае необходимости.

  • Вы сами можете определить, какой вариант лучше подходит.

Педагог активно поощряет инициативу, самостоятельность учащихся.

  • В вашем случае можно попробовать другой способ.

Такой подход акцентирует внимание на индивидуальных особенностях ученика.

  • Можно не следовать правилам, если это не мешает общему процессу.

Учитель создает благоприятные условия для проявления творческой активности.

  • Материалы для работы можно найти в образовательных онлайн-журналах, научных статьях.

Такая фраза помогает учащимся самостоятельно добывать информацию, получать знания.

  • Важно, чтобы каждый нашел свой подход к делу.

Преподаватель организовывает комфортную коммуникативную атмосферу в коллективе.

  • В ходе работы вы увидите, как лучше сделать.

Эта фраза поддерживает развитие критического мышления, свободы выбора.

  • На основе ваших идей можем организовать обсуждение.

Педагог стимулирует коллективную активность, обмен мнениями.

  • Выше всего я ценю вашу самостоятельность и ответственность.

Подчеркивает важность индивидуальной инициативы, уважения к личности.

Либеральная педагогика часто имеет благоприятный эффект в коллективах, где существует потребность в свободной организации учебного процесса. Такой стиль взаимодействия способствует развитию коммуникативной активности, уверенности.

Современные научные публикации в области педагогики отмечают, что данный подход часто используется в ситуации, где важно учитывать индивидуальные особенности учащихся.

Либеральный стиль преподавателя строится на доверии, открытости. Однако он требует баланса, так как чрезмерная свобода приведет к снижению дисциплины. Педагог должен выполнять функции организатора, контролера, давать учащимся право на самостоятельность в рамках установленных правил.

Внимание! Выбор стиля обучения зависит от целей, возраста учеников, специфики предмета.

Важно учитывать специфику педагогического общения. Например, стиль общения воспитателя в детском саду будет отличаться от подходов учителя старших классов.

Индивидуальный стиль педагогического общения

Индивидуальный подход формируется на основе личных качеств педагога, опыта и предпочтений. Он должен учитывать дистанцию в отношениях, специфику педагогического общения, интересы учеников.

Диагностика стилей помогает определить метод работы. Это важно для начинающих педагогов, чтобы выбрать оптимальный стиль взаимодействия.

Эффективность стилей педагогического общения

Продуктивность обучения зависит от выбранного стиля. Демократический подход наиболее эффективный, поскольку он стимулирует активность и инициативу. Однако диагностика показывает, что комбинированный подход лучшее решение для разных ситуаций, в т.ч. для репетиторов английского языка.

эффективность стилей

Стили  должны соответствовать возрастным, индивидуальным особенностям учащихся. Это повышает уровень доверия и улучшает результаты обучения.

Функции и специфика педагогического общения

Педагогическое общение выполняет следующие функции: воспитание, обучение и организация. Успешное взаимодействие невозможно без понимания целей.

Специфика подходов зависит от контекста: работа в группе, индивидуальные занятия или решение конфликтных ситуаций. Стиль общения воспитателя, например, требует эмоциональной чуткости.

Общение заигрывание: когда метод не работает

Некоторые педагоги применяют метод “общение заигрывание”, пытаясь стать “другом” для учеников. Подход снижает авторитет учителя, не способствует установлению дисциплины. Важно сохранить баланс между доверием и руководством.

Эффективный стиль педагогического взаимодействия — это не универсальное решение. Требует гибкости, анализа и готовности к изменениям. Выбор подхода становится основой успешного преподавания.

Читайте также: Качества хорошего репетитора

Вопросы и ответы на них

Почему демократический стиль считается лучшим?

Помогает выстроить доверительные отношения, повысить вовлеченность.

Можно ли комбинировать стили?

Да, комбинированный подход часто дает лучшие результаты.

Как диагностировать, чтобы понимать какой использовать?

Существуют тесты, анкеты, помогающие определить предпочтительный метод.

Рейтинг
( 9 оценок, среднее 4.67 из 5 )
Загрузка ...