Методы обучения в начальной школе, их эффективность

методы обучения в начальной школе

Обучение в начальной школе — фундамент, на котором строится дальнейшее образование ребенка в зависимости от интереса, необходимости дополнительного образования. Сегодня  методы обучения направлены на получение полезных знаний, умений, развитие мышления, творческих способностей, познавательной активности учеников. В этой статье мы рассмотрим основные методы обучения, их особенности, преимущества, а также приемы обучения, делающие учебу более эффективной, системной, делать выводы.

Активные методы обучения

Активные методы обучения — приемы в  школьном образовании, стимулирующие познавательную деятельность учеников, ребят дошкольного возраста. Они основаны на диалоге, взаимодействии, самостоятельном поиске решений. Урок будет более интересным. Учитель может адаптировать к уроку образовательные репродуктивные приемы, чтобы обеспечить вовлечение каждого ребенка в процесс образования.

Исследования показывают, что человек запоминает:

  • 10% того, что читает;
  • 20% того, что слышит;
  • 30% того, что видит;
  • 50-70% при участии в групповых дискуссиях;
  • 80% при самостоятельном решении задач;
  • 90% при непосредственном участии в реальной деятельности.

Эти данные подтверждают, что использование современных методов обучения в 1-3 кл. значительно повышает эффективность учебного процесса во времени. Учитель предлагает разные приемы, помощь, а полученные знания учащиеся применяют на практике в разное время.

Игровые методы обучения

Игры являются одним из самых эффективных способов вовлечения детей. 

  • «Фруктовый сад»: школьники записывают ожидания, опасения на бумажных яблоках, лимонах, а затем прикрепляют их к дереву. По времени такие задания занимают до 2 минут и активизируют внимание.
  • «Здороваемся глазами»: ребята приветствуют друг друга без слов, используя только мимику, данную им от природы. 

Данные приемы развивают коммуникативные навыки, учитель начальных классов лучше понимает эмоциональное состояние учащихся. Игры делают изучаемый материал доступным, что особенно важно.

Использование таких образовательных технологий создает комфортную атмосферу, способствующую успешному усвоению материала, воспитанию, образованию.

Классификация методов обучения

классификация методов обучения

В педагогике, психологии и методике преподавания все методы обучения делятся на:

  • Словесные: объяснение, рассказ, беседа, дискуссия.
  • Наглядные: демонстрация, показ объектов, данных таблиц, схем.
  • Практические: лабораторные работы, эксперименты, моделирование ситуаций. По времени примерно 10 минут.

В общеобразовательной организации важно учитывать особенности деятельности педагога, природные данные учащихся, нюансы образовательной программы, отношения детей друг с другом.

Методы преподавания, их выбор зависят от образовательных целей урока, особенностей класса. Обучение, которое включает элементы игры, дискуссии, другие приемы для лучшего усвоения материала.

Современные технологии в обучении

Сегодня образовательные методики педагогической науки включают в себя применение интерактивных досок, онлайн-курсов, цифровых пособий. Курсы повышения квалификации позволяют классоводам внедрять инновационные подходы в учебный процесс.

Что делать, если ребята не успевают? В этом случае внедрения активных образовательных приемов повышает эффективность обучения. Правильная методика преподавания делает занятия интересными, доступными.

Инновационные методы обучения

Инновационные методы обучения в начальной школе включают современные методы обучения, такие как: образовательные приложения, онлайн-платформы. Эти методы позволяют сделать уроки более динамичными. Помогают лучше усваивать сложные темы через визуализацию, практические задания, анализ данных. Их использование способствует повышению мотивации младших школьников.

Наглядные методы обучения

Такие методы педагогики играют важную роль в образовательном процессе. Учащиеся лучше усваивают абстрактные понятия через визуальные образы.

Список наглядных методов:

  • Использование плакатов, схем, таблиц.
  • Проведение экспериментов, опытов.

Они особенно эффективны на уроках трудового обучения, окружающего мира, естествознания. Применение наглядности способствует быстрого усвоения учащимися новых тем, улучшает процесс запоминания информации.

Практические методы обучения

Позволяют применять полученные знания в обычной жизни. Например, на уроках математики дети могут решать задачи, связанные с повседневными ситуациями, а на уроках труда — создавать поделки своими руками. Также применение инновационных технологий в общеобразовательной школе расширяет возможности для внедрения активных форм работы.

Словесный метод обучения

Словесный метод обучения остается одним из основных. Он включает рассказ, объяснение, беседу и дискуссию. Этот проблемный метод особенно эффективен при изучении гуманитарных предметов, таких как русский язык и литература. 

Игровые технологии

Игры способствуют активному включению младших школьников в образовательную деятельность. Например, упражнения на скорость вычисления, развивают креативность, логическое мышление.

Мастер-класс и интерактивные упражнения

Проведение мастер-класса позволяет учащимся практиковать новые методы в условиях улицы, дома с родителями. Также интерактивные упражнения разнообразят учебный процесс, сделают его более эффективным. ИКТ облегчают привыкание к образовательным стандартам.

В средней школе акцент смещается на использование активных методов.

Современные актуальные методы обучения по ФГОС

актуальные методы обучения

Методы обучения в начальной школе по ФГОС направлены на развитие у учащихся универсальных учебных действий (УУД). Они включают:

  • Личностные результаты (развитие самостоятельности и ответственности).
  • Метапредметные результаты (формирование умения учиться).
  • Предметные результаты (усвоение знаний по конкретным дисциплинам).

Игры способствует повышению мотивации учащихся, развивает критическое мышление. В учебном процессе начальной школы активно применяются инновационные методы.

Начало урока

Главная цель на первом этапе — настроить учащихся на продуктивную работу. Примеры таких методов:

  • Метод «Здороваемся глазами»: школьники приветствуют друг друга без слов, что способствует развитию управления вниманием младших школьников. Они могут задавать немые вопросы и мимикой ответить.
  • Метод «Галерея портретов»: каждый ученик рисует свой портрет, рассказывает о своем настроении.

Презентация учебного материала

Для представления новых знаний можно практиковать различные этапы урока, включая игры, упражнения:

  • Метод «Кластер»: систематизируют знания по теме, создавая схему, что совершенствует обучение.
  • Метод «Инсерт»: учащиеся делают пометки на полях текста, отмечая, что они уже знают, что узнали нового и что хотят понять, используя технологии развития критического мышления.

Применение педагогических инноваций в начальной школе делает процесс более эффективным, ориентированным на учащихся, индивидуализацию.

Подведение итогов урока

Завершить урок можно с помощью таких методов, как:

  • Метод «Ромашка»: дети отвечают на вопросы, написанные на лепестках ромашки, помогают анализировать,  применять практические методы работы. Ответ должен быть грамотным и лаконичным.
  • Метод «Письмо самому себе»: дети пишут, как они планируют полученные знаний, что хотят учить. Задают сами себе вопросы, отвечают на них

Английский в 3 классе

Применение активных форм работы и упражнений при изучении английского языка дает возможность педагогу учитывать индивидуальные особенности младших школьников, их отношения между собой. Включение интерактивных технологий и информационных источников делает занятия более интересными, адаптированными к возрастным особенностям.

Подготовка урока в младшей школе требует много времени от педагога, усидчивости от учащихся. Для формирования базовых знаний, коммуникативных навыков важно учитывать принципы дидактических методов, познавательную активность учащихся. Включение игровых приемов позволяет сделать процесс работы, освоения новых конструкций динамичным и доступным.

Основные направления обучения

  1. Развитие речевых навыков
    Образование в младших классах начальной школы направлено на формирование базы для последующего изучения языка. Задания, ориентированные на понимание речи, устное воспроизведение и чтение, мышление, память, коммуникативные способности.
  2. Дидактические материалы на уроке
    В начале используются карточки, аудио файлы и видеофрагменты, которые помогают усваивать новую лексику, изучать грамматические структуры.
  3. Игровой формат
    Выполнение таких заданий способствует эффективному усвоению. В ходе урока учитель организует ролевые игры, упражнения, задания на развитие слухового восприятия. 

Практическая реализация

  1. Работа в парах и группах
    Коммуникативный подход в обучении английскому языку предполагает активное взаимодействие между учениками. Для этого используются диалоги, инсценировки и коллективные задания.
  2. Использование цифровых технологий
    Включение образовательных платформ разнообразит образовательный процесс, более доступным.
  3. Формирование культурных компетенций
    Изучение английского языка включает знакомство с культурой, традициями англоязычных стран, что расширяет общие познания учеников, способствует развитию начальных творческих способностей.

Сегодня используемые подходы к английскому языку в 1-3 классах начальной школы обеспечивают эффективность образовательного процесса, учитывают возрастные особенности учащихся, развивают мотивацию к изучению иностранных языков. Они соответствуют действующим методическим требованиям, позволяют организовать учебную деятельность наиболее оптимальным способом и формируют речевые компетенции, необходимые для дальнейшей жизни.

Читайте также: Как сделать обучение английскому языку продуктивным: советы для учителей

Конспект урока английского языка в 3 классе

Тема: «Animals Around Us»
Цель: Формирование устной речи, восприятия на слух, чтения по теме «Животные»

1. Введение в тему (5 минут)

Задача: Создание мотивации и вовлечение учеников в изучение темы.

  • Учитель использует визуальные средства (флеш-карты, изображения на доске) для демонстрации различных зверей.
  • Учащиеся определяют кто изображен на картинках, называют их на русском языке, после чего  вводятся английские эквиваленты.
  • В процессе обсуждения преподаватель предлагает небольшую игру на внимательность: показывает карточки, а обучающиеся должны назвать их как можно быстрее. Для этого нужно просто подготовить вопросы.

Используемые ресурсы: карточки с изображениями, мультимедийные пособия, учебник, публикации и статьи.

2. Основная часть (30 минут)

Развитие навыков аудирования, чтения (10 минут)

Задача: Научить учеников воспринимать информацию, правильно читать слова.

  • Учитель включает аудиозапись с описанием.
  • Дети слушают и определяют, о ком идет речь.
  • Далее они получают распечатанный текст и читают его в парах, обсуждая незнакомые слова.

Фокус на развитие:

  • Восприятие речи (школьники слушают и ищут в тексте информацию).
  • Обсуждение в группах (формирование умений работать в команде).

Тренировка произношения и закрепление словаря (10 минут)

Задача: Отработка правильного произношения слов и развитие разговорной речи.

  • Учитель делит учеников на группы, дает задание разыграть диалог: один ученик описывает животное, задает вопрос, а второй угадывает.
  • Вариант задания: необходимо ответить на вопрос «I am big. I have a trunk. Who am I?»
  • Ребята используют советы, подсказки в виде карточек с изображениями.

Особенность: Учитель может привлекать жесты и мимику, чувства, а ученики будут угадывать значение слов без перевода.

Закрепление изученного материала  (10 минут)

Задача: Проверить уровень усвоения материала, активизировать понимание новых слов.

  • Ученики получают индивидуальные карточки с описаниями.
  • Они должны найти «пару» среди одноклассников, ориентируясь на описание.
  • После этого пары представляют проект классу, используя новые слова, фразы.

Акцент на:

  • Социальное взаимодействие (ученики работают в команде).
  • Развитие навыков устного высказывания.

3. Итог урока (5 минут)

Рефлексия, обратная связь:

  • Учитель задает вопросы для обсуждения:

— Какое животное вам запомнилось больше всего?

— Какой новый факт узнали?

  • Ученики дают обратную связь, делятся впечатлениями, получают оценки.

Домашнее задание:

  • Нарисовать любимое животное, составить короткий рассказ (3-5 предложений) о нем на основании данных.

Заключительное слово: Учитель подчеркивает, что изучение темы развивает навыки общения, учить понимать описания, применять язык в реальных ситуациях.

Обучение в начальной школе требует разных методов, которые обеспечивают разнообразие учебно-познавательной деятельности. Активные методы помогают детям лучше усваивать материал, чувствовать себя комфортно в учебной среде. Публикуются материалы авторов методик на образовательных порталах. Самообразование — основа для достижения данных целей.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...