Бесплатный мастер-класс: Как в 2025 году стать репетитором, который зарабатывает от 300.000₽ и работает до 20 часов в неделю
Участвовать бесплатно
повышения квалификации педагогов

Организация повышения квалификации педагогов: законодательная основа

Образовательная система России постоянно развивается, предъявляя более высокие требования к профессиональному уровню педагогических кадров.

Повышения квалификации педагогов — это элемент профессионального роста  специалиста, работающего в сфере образования. Это особенно в условиях внедрения ФГОС, цифровизации, глобальных изменений в содержании учебных программ.

Организация работы в этом направлении регламентируется рядом нормативных актов, включая Трудовой кодекс РФ, Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказы Министерства просвещения и локальные акты учреждений. Эти документы закрепляют обязанность педагога регулярно участвовать в обучении, проходить программы, направленные на совершенствование профессиональных компетенций.

Согласно закону, работодатель обязан обеспечивать условия для повышения квалификации учителей и воспитателей государственных учреждений, исходя из потребностей как работника, так и образовательной организации. Педагог имеет право выбрать форму обучения, подходящую по содержанию, длительности, графику. Возможен очный, заочный, дистанционный или комбинированный формат курсов повышения квалификации.

Законодательная рамка: что важно учитывать?

Определяют организацию работы по повышению квалификации, являются:

  • наличие утвержденных программ повышения квалификации учителей в реестре организаций, имеющих лицензию;
  • закрепление периодичности обучения — не реже одного раза в три года, если иное не установлено локальными нормативными актами для педагогических сотрудников;
  • соответствие программ задачам развития образования, приоритетам на уровне региона и страны.

Наряду с этим, системы повышения квалификации и курсовая переподготовка планируется с учетом приоритетных направлений, в числе которых — инклюзия, цифровые навыки, формирование универсальных учебных действий, реализация обновленных стандартов и внедрение технологий наставничества.

Работы по повышению квалификации педагогов часто требуют координации со стороны муниципальных, региональных органов управления образованием. На местах формируются годовые планы, подбираются формы взаимодействия с центрами подготовки. Сами программы разрабатываются в привязке к профессиональным дефицитам.

Подходы к реализации системы повышения квалификации

Как работаю системы повышения квалификации на практике, подходы, форматы используются, и какова роль образовательных учреждений в реализации этих процессов?

На практике работы по повышению квалификации учителей образовательных учреждений (школ, лицеев, гимназий) организуются с учетом обновленных требований законодательства, профессиональных стандартов, особенностей конкретного региона. В условиях постоянных изменений — от внедрения новых технологий до перехода на дистанционные, модульные форматы — государство формирует гибкие, адаптивные системы повышения квалификации.

работы по повышению квалификации учителей

Ключевую роль здесь играют государственные и коммерческие центры дополнительного профессионального образования, аккредитованные на основании приказов федерального министерства, вузовские, межрегиональные платформы, предоставляющие возможность пройти обучение по индивидуальной образовательной траектории. В таких организациях разрабатываются программы повышения квалификации в соответствии с федеральными образовательными стандартами, с обязательной экспертизой, актуализацией.

Внимание уделяется методическим аспектам. Повышение квалификации на курсах профессиональной переподготовки не ограничивается освоением теории — важны практические занятия, проектная деятельность, анализ кейсов из школьной жизни, формирование педагогических умений, развитие востребованных в реальных условиях школьной образовательной среды.

Это важно в случае работы с детьми с особыми образовательными потребностями, а также при переходе к инновационной модели воспитания и обучения.

Форматы, содержание программ

Программы курсов профессиональной переподготовки учителей школ планируются с учетом задач, стоящих перед педагогами. Содержание курсов часто включает модули по:

  • реализации ФГОС в общеобразовательной школе, учреждении дошкольного образования;
  • применению информационных технологий, цифровых ресурсов в обучении;
  • вопросам инклюзивного образования, охраны психологического здоровья обучающихся;
  • подходам к формированию личностных результатов, оценке учебных достижений;
  • методической подготовке к ведению предметов, включая русский язык, литературу, историю, химию, физику, другие дисциплины.

Курсы повышения квалификации, посвященные развитию наставничества, формированию внутреннего контроля качества, вопросам подготовки к аттестации, обновлению документов, подтверждающих уровень квалификации. Возможна переподготовка с присвоением новой категории или переходом в другую должность.

Программы предусматривают очно-дистанционный формат, где часть занятий проходит на электронной платформе, а другая — в форме вебинаров, консультаций, конференций, либо в интерактивных сессиях в учреждении образования. Такой подход позволяет учитывать потребности педагогов, условия деятельности конкретной школы.

Контроль качества, оценка эффективности повышения квалификации

Одним из направлений развития является внедрение эффективных механизмов оценки того, как реализуется повышение квалификации и какие результаты оно дает в реальной образовательной практике. Это формальный анализ документации, изучение изменений в работе учителя, а также достижений обучающихся по итогам внедрения новых подходов.

В документах Минпросвещения России подчеркивается необходимость системного контроля качества подготовки педагогических кадров. Он включает:

  • анализ планов и программ, наличие практических модулей;
  • проверку соблюдения установленных сроков прохождения обучения;
  • мониторинг достижений слушателей и последующего применения полученных знаний и умений;
  • наличие обратной связи, в том числе через отзывы участников, внутреннюю и внешнюю экспертизу программ.

Важно, чтобы была предусмотрена оценка эффективности системы, в которую включен уровень готовности к реализации ФГОС, динамика результатов аттестации, способность педагога применять современные методы, технологии в обучении, взаимодействовать с коллегами, родителями и обучающимися.

Повышение квалификации как условие развития образования

Сегодня повышение квалификации педагогов рассматривается не как формальное требование, а как инструмент развития профессиональной компетентности, способный обеспечить качество образовательной деятельности на всех уровнях. Также важно:

  • адаптация к изменениям в законодательстве и образовательной политике;
  • внедрение инновационных методик преподавания;
  • совершенствование навыков воспитания, социализации и оценки результатов обучения;
  • поддержка в реализации новых стандартов, приоритетных проектов в сфере образования РФ.

Системный подход, предполагающий регулярность, вариативность, учёт интересов и уровня подготовки педагогов, сегодня становится приоритетом в деятельности образовательных организаций. Именно поэтому создание прочной, гибкой системы повышения квалификации, основанной на принципах доступности. Соответствие профессиональным стандартам и непрерывного обучения, является не просто задачей — это необходимое условие устойчивого развития образования в Российской Федерации.

В заключение стоит подчеркнуть: успешная организация системы повышения квалификации невозможна без нормативной базы, согласованности действий учреждений, органов управления и самих педагогов, а также четкого понимания цели — повышения качества образования, соответствующего современным вызовам.

Сильная система повышения квалификации — это гарантия того, что педагогика будущего будет строиться на профессионализме, ответственности и постоянном росте.

Советы и рекомендации педагогам по повышению квалификации: на что обратить внимание

Повышение квалификации учителя школы — это формальность, связанная с накоплением часов, реальная возможность профессионального роста, углубления знаний, освоения новых методов преподавания и адаптации к современным вызовам. Чтобы обучение было максимально полезным, педагогу важно учитывать несколько ключевых аспектов:

1. Выбор программы

Перед тем как записаться на курсы профессиональной переподготовки, важно изучить:

  • официальную информацию об организации, включая лицензию, сведения о преподавателях, длительность, форму обучения;
  • наличие договора на оказание образовательных услуг;
  • тематическую направленность — например, психология, информатика, математика, география, обществознания, биологии, психолого-педагогическое сопровождение, инклюзивное образование, ОВЗ;
  • практическую ценность — возможность внедрять знания на уроках и в воспитательной деятельности;
  • соответствие профессиональному профилю, должности, уровню подготовки и задачам учреждения.

2. Формат обучения

В современном образовательном процессе актуальны дистанционные, очно-заочные, очно-дистанционные и дистанционные форматы, доступные в разных регионах — от Москвы до малых городов. Проведение вебинаров, видеолекций, проектирование заданий и подача материалов через интернет позволяют совмещать обучение с основным графиком рабочего дня для повышения квалификации педагогов. Уточняйте период, продолжительность, график занятий, стоимость и порядок оплаты.

формы обучения для повышения квалификации педагогов

3. Документы и права

После окончания обучения вы должны получить удостоверение или диплом установленного образца. Важно знать свои права, например, проходить курсы не реже одного раза в три года. В ряде случаев — за счет средств работодателя. Уточняйте, включена ли стоимость в смету учреждения, на каких условиях заключается договор, как обеспечивается обработка персональных данных и защита конфиденциальности.

4. Реалистичность и применимость

Курсы повышения квалификации или переподготовки учителей должны быть не только информативными, но и практически ориентированными. Обратите внимание на:

  • возможность проектирования учебного процесса;
  • внедрение научных подходов и опору на результаты исследований;
  • поддержку со стороны института, методистов, психологов, тьюторов, специалистов в области культуры, физической культуры, информатизации и безопасности;
  • наличие помощи в освоении новых форматов, особенно для педагогов с ограниченными возможностями здоровья или воспитателей дошкольных организаций.

Важно помнить

  • Вы вправе выбрать программу самостоятельно или по направлению администрации;
  • Образовательные программы должны быть доступны в рамках ФГОС и требований профстандарта;
  • В случае необходимости можно обратиться в центр ДПО. Задать вопрос по почте, по телефону, через форму или оставить заявку на сайте;
  • Учитывайте специфику работы: в детском саду, в школе, в колледже, в ВУЗе, в системе среднего образования или дополнительного образования;
  • Обращайте внимание на включение модулей по финансовой грамотности, питанию детей, безопасности, доступной среде, медицинской помощи, профилактике выгорания, коммуникативной культуре.

Совет от эксперта: анализируйте не только темы, но и отзывы коллег, публикации в научных изданиях, новости образовательных порталов. Участие в мероприятиях и конкурсах поможет развивать навыки, которые сложно получить в теории. Выбирайте программы, которые соответствуют вашему уровню, целям, профессии и интересам. Образование — это процесс, которым нужно заниматься постоянно, и именно в этом заключается главный путь профессионального роста.

Ответы на частые вопросы

Какой нормативной базой регулируется повышение квалификации педагогов?
Повышение квалификации учителей регламентируется Федеральным законом № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Трудовым кодексом РФ, а также приказами Министерства просвещения и локальными актами образовательных учреждений. Согласно законодательству, организация деятельности по обучению педагогических работников входит в обязанности работодателя.

Педагоги обязаны проходить обучение с определённой периодичностью, как правило, не реже одного раза в три года. Это условие должно быть закреплено во внутренних документах учреждения, а сама программа — соответствовать федеральным требованиям и приоритетным направлениям государственной образовательной политики.

Что включает в себя программа повышения квалификации?
Программа повышения квалификации должна быть ориентирована на конкретные цели, отражать современные подходы, содержать практические и теоретические модули. Предусматривать оценку результатов обучения. В нее входят такие блоки, как вопросы реализации ФГОС, применение цифровых технологий, развитие компетенций, включая методы воспитания, использование информационной среды, обучение основам наставничества и проектной педагогической деятельности. По окончании слушатель получает удостоверение установленного образца. Содержание программы должно соответствовать профессиональным стандартам и учитывать потребности конкретного педагога.

Какие формы повышения квалификации наиболее востребованы сегодня?
В условиях цифровой трансформации образования популярны дистанционные, очно-дистанционные и модульные формы обучения. Они позволяют учитывать индивидуальные графики, совмещать обучение с основной работой, изучать материалы в электронной среде, проходить вебинары, участвовать в семинарах и отправлять выполненные задания через платформу.

Такой формат особенно удобен для воспитателей, учителей начальных классов, предметников и руководителей образовательных организаций, так как он дает возможность гибко планировать обучение и получать доступ к актуальным методическим материалам без отрыва от основной деятельности.

Читайте также: Повышение профессиональной квалификации педагогов: вызовы, реалии и возможности

Кто выбирает программу и как определяется ее необходимость?
Решение о направлении на обучение принимается на основе оценки профессиональных дефицитов, рекомендаций аттестационных комиссий, планов учреждения и потребностей самого работника. В некоторых случаях педагоги самостоятельно выбирают программу в организации, прошедшей аккредитацию, особенно если речь идет о подготовке к аттестации, переходе в другую должность или расширении квалификации. Работодатель обязан обеспечить условия для прохождения курсов, а также учитывать результаты обучения при принятии решений о повышении в должности, изменении условий труда и др.

Какой должна быть система повышения квалификации, чтобы считаться эффективной?
Эффективная система повышения квалификации должна быть гибкой, адаптируемой, актуальной и непрерывной. Она обязана учитывать изменения в законодательстве, обновление ФГОС, требования профессионального стандарта педагога, учитывать региональные особенности, уровень подготовки, цели педагогов. Важно, чтобы программа не просто выдавала сертификаты, а реально способствовала развитию профессиональных навыков, применимых в практике: от методики преподавания до внедрения цифровых инструментов. Кроме того, обратная связь, послекурсовое сопровождение, наставничество и мониторинг результатов должны стать обязательными элементами системы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...